Я думаю, все знают сказку про Курочку Рябу. Что мол, снесла золотое яичко и устроила целую проблему. Мне всегда было любопытно, а кто же придумал такой странный сюжет сказке? Полез в интернеты, уточнил. Оказывается, изначально Сказка про Курочку была довольно простой комедией, фарсом: курочка рожает яичко — "пестро, востро, костяно, мудрено", этакую цацу, — и все, уходит со сцены и совсем не разговаривает, что довольно правдоподобно, курочки так и поступают. Яичко потом "приломала" хтоническая мышка. Дед с Бабкой, ессно, в слезы, кроме того имели место следующие разрушения: - ворота скрипели - сор закурился - двери побутусились - тын рассыпался - поповы дочери разбили ведра - попадья разметала квашню - поп разбежался и башкой об косяк
Известно две литературных обработки: в исполнении Афанасьева (самая кровожадная - у него внучка с горя удавилась) и Толстого (который Алексей). Именно у Толстого появился хэппи энд в виде говорящей курицы, которая усмиряет стихию обещанием снести ЗОЛОТОЕ яичко. Вот оно, откуда ноги (то есть яйца) растут.
Точно так же как сам Алексей Толстой изрядно перелопатил сказку "Пиннокио", так и время надругалось над курочкой. Теперь кура с самого начала несется золотом, а дальнейшие события вообще сбивают с толку. Однако, раньше она была просто сказкой, одной из многих, а стала первым русским народным коаном. Ни одна другая сказка не может похвастаться таким огромным количеством всевозможных толкований и трактовок. Владимир Топоров возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, Борис Заходер считал, что Курочка Ряба — это сказка о человеческом счастье, курочку сравнивали с Эвриномой в облике голубки, а мышку - со змеем, ответственным за изгнание бабки с дедкой из рая. А все почему? Потому что теперь ее буквальный текст является олицетворением абсурда, в нем смысла нет. Но свято место пусто не бывает, nequaquam vacuum, человеческий разум стремится избежать когнитивного диссонанса.
И именно в этом внутреннем абсурде и заключается причина популярности сказки. Много ли народу знает сказку про то, как кочеток выбил курочке глазок? А курочку Рябу знают все, и наизусть. Впрочем, этот феномен в литературе известен: пьеса "В ожидании Годо" Сэмюэла Беккета породила лавину всевозможных трактовок, от политических и религиозных до юнгианских и гомоэротических, что приводило автора в исступление. Он утверждал, что в пьесе используются архетипичные комедии и пафосу формы и ситуации, "за которыми нет правды". 'It's all symbiosis, it's a game, everything is a game." Когда пьеса была уже всемирно знаменита, он решил поставить ее сам, так как видит ее он.
Люди посмотрели и сказали - не естественно.
Хаха, какой облом. Люди любят твою пьесу не за то, что ты хотел сказать, а за то, чем они сами могут ее наполнить. Раз за твоей пьесой нет твоей правды - что ж, у нас всегда есть дедушка Фрейд.
Собственно, не обязательно даже отсутствие смысла за образами. Достаточно просто слегка прикрыть не очень сложную правду, чтобы доставить зрителю удовольствие. Маша, а где папа? Вот папа! А где смысл? Вот смысл! Пик-а-бу! Поэтому Намтару так нравятся "фильмы для подумать" - они оставляют ощущение сопричастности, тот самый пирожок с полки. Ну, не только ему, впрочем:
"В начале фильма я весьма приуныла, но потом поняла, фильм создавался не с целью жевания попкорна и оханья под зрелищные взрывы и разрушенья. Нужно было включить мозги. Невольно задумываешься, от чего так жестоки люди, зачем они издеваются над пришельцами, которых сами же спасли от гибели? Порой, даже сами пришельцы проявляют больше человечности, чем люди."
"Вся идея фильма с игрищами и зрелищными представлениями участников, наблюдение за их смертью и азарт а также трибуты и дистрикты — все это как мне кажется явная отсылка к Древнему Риму. Что этим пытались выразить? Добавить пафоса и зрелищности или же нас готовят к постепенному возвращению в античность причем не к самой ее лучшей форме?"
Стремление к поиску смысла имманентно человеку, сколько бы художники-поэты-писатели не пытались создать "чистую форму", зритель все равно истолкует любой твой черный квадрат. Ближе всего к победе над смыслом, на мой взгляд, приблизились дадаисты, про них я может быть еще расскажу когда-нибудь. В остальных же областях человеческой деятельности человеческая способность упорядочивать переходит все границы: в случайности отказано даже истории. Теперь никто и ничто не может упасть/взлететь без серого кардинала, дергающего за ниточки, всегда все идет по плану, история повторяется, можно выделить циклы, характерные фазы, ищи кому выгодно, это гигантские деньги, совпадений не бывает, почерк прослеживается, а здравый смысл подсказывает.
"В своем произведении автор хотел сказать..."
_________________ GAMES ARE ONLY FUN IF THEY HURT A LITTLE BIT
|